Правила поведения пассажиров при предполетном обслуживании и на борту воздушных судов

1. Правила поведения пассажиров при предполетном обслуживании и на борту воздушных судов (далее — Правила поведения) разработаны с учетом Конвенции «О преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна», подписанной в Токио в 1963 году (далее — Конвенция), Воздушного кодекса Российской Федерации, гражданского, административного и уголовного законодательства Российской Федерации, а также соответствующих требований и рекомендаций ИКАО и ИАТА.  За основу настоящей редакции правил, использованы правила ОАО “Аэрофлот”

У различных Авиакомпаний могут различаться некоторые положения правил поведения, а так же санкции применяемые к их нарушителям.

2. Права и обязанности пассажиров по соблюдению Правил поведения.

2.1. Пассажиры имеют право:

  • требовать предоставления всех услуг, предусмотренных условиями договора воздушной перевозки;

  • в случае если их жизни, здоровью, чести и достоинству угрожает опасность — обращаться к работникам авиакомпании, представителям правоохранительных органов и требовать у них принятия мер для защиты.

2.2. Пассажиры обязаны:

  • безоговорочно выполнять обоснованные требования сотрудников наземных служб, командира воздушного судна и рекомендации других членов экипажа;

  • соблюдать правила перевозки пассажиров и багажа;

  • оплачивать перевозку багажа, превышающего установленную норму;

  • размещать незарегистрированный багаж и ручную кладь на специально отведенных для этого местах;

  • держать привязные ремни застегнутыми при включении табло «Застегните ремни» (рекомендуется держать привязные ремни застегнутыми в течение всего полета);

  • соблюдать дисциплину и порядок.

2.3. Пассажирам запрещается:

  • создавать ситуации, угрожающие жизни, здоровью, чести и достоинству других пассажиров, а также авиаперсонала, допускать по отношению к ним любое словесное оскорбление, угрозу и, тем более, физическое насилие;

  • создавать условия, мешающие выполнению сотрудниками своих должностных обязанностей и препятствующие обслуживанию других пассажиров;

  • находиться в состоянии алкогольного опьянения (статья 20.21. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);

  • курить на борту воздушного судна в течение всего полета;

  • создавать условия, не комфортные для остальных пассажиров;

  • портить принадлежащее авиапредприятию имущество, использовать его в личных целях, выносить с борта самолета;

  • использовать аварийно-спасательное оборудование без соответствующих указаний экипажа;

  • пользоваться электронными приборами и средствами связи во время руления, взлета, набора высоты, снижения и посадки самолета;

  • пользоваться радиотелефонами, в том числе и телефонами мобильной связи, радиоприемниками, радиопередатчиками, телевизорами, игрушками с дистанционным управлением и беспроводными сетевыми устройствами в течение всего полета.

3. Механизм обеспечения выполнения требований настоящих Правил поведения

3.1. Права работников компании авиаперевозчика по обеспечению соблюдения пассажирами Правил поведения:

3.1.1. При прохождении регистрации или других предполетных процедур уполномоченный представитель авиакомпании имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира путем отказа пассажиру в перевозке, если состояние здоровья пассажира требует не согласованных заранее особых условий перевозки, либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц (пункт 1.3. статьи 107 Воздушного кодекса Российской Федерации), а также в случае нарушения положений, изложенных в пункте 2.3. настоящих Правил поведения.

3.1.2. Во время полета воздушного судна согласно статьям 6, 7, 8, 9, 12 , 13 Конвенции и статьи 58 Воздушного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения безопасности полета командир воздушного судна имеет право:

  • принимать окончательное решение о взлете, полете и посадке воздушного судна, а также о прекращении полета, возвращении на аэродром или о вынужденной посадке в случае явной угрозы безопасности полета в целях спасения жизни людей;

  • отдавать распоряжения любому, находящемуся на борту воздушного судна лицу, и требовать их исполнения;

  • применять все необходимые меры, в том числе меры принуждения, в отношении лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна;

  • удалять таких лиц с воздушного судна по прибытии на ближайший аэродром, а в случае совершения деяния, содержащего признаки преступления, передавать их правоохранительным органам.

3.1.3. При совершении ближайшей запланированной или вынужденной посадки в случае нарушения пассажиром Правил поведения, создающего угрозу безопасности полета, либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также в случае невыполнения пассажиром распоряжений командира воздушного судна, предъявленных в соответствии со статьей 58 Воздушного кодекса Российской Федерации, авиакомпания, в лице своего уполномоченного представителя, имеет право в одностороннем порядке расторгнуть заключенный с данным пассажиром договор воздушной перевозки без какой-либо компенсации его стоимости путем отказа в дальнейшем пользовании услугами компании (согласно статье 107 Воздушного кодекса Российской Федерации) и передать такого нарушителя правоохранительным органам для применения к нему соответствующих санкций.

3.2. Меры наказания нарушителей Правил поведения, применяемые представителями различных государственных органов:

  • предупреждение;

  • наложение денежного штрафа;

  • возмещение причиненного авиакомпании материального ущерба (в том числе за совершение вынужденной посадки воздушного судна по вине пассажира);

  • возмездное изъятие, либо конфискация орудия совершения или предмета правонарушения/преступления;

  • арест;

  • ограничение свободы;

  • лишение свободы;

  • административное выдворение за пределы страны аэропорта посадки иностранного гражданина или лица без гражданства;

  • аннулирование виз.

3.3. Ответственность пассажиров за нарушение Правил поведения предусматривается:

  • на внутренних авиалиниях Российской Федерации — в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

  • на международных авиалиниях — в соответствии с требованиями международного воздушного права и законодательства, действующего в государстве посадки, независимо от того, в каком государстве зарегистрировано или эксплуатируется использовавшееся для выполнения рейса воздушное судно;

в случае если виновник правонарушения, совершенного за пределами России, но направленного против граждан или имущества Российской Федерации, не понес соответствующего наказания за рубежом, то в соответствии со статьей 12 Уголовного кодекса Российской Федерации он подлежит такому наказанию по возвращению в Россию.